Промышленное производство свинины

Пренатальные воздействия. Для исследования влияния пренатальных факторов беременную самку подвергают действию того или иного стресс-фактора. Во многих случаях это приводит к стойкому изменению в поведении потомства. В настоящее время наиболее достоверной считают гипотезу о том, что агенты, вызывающие стресс, изменяют гормональную среду организма самки, а это, в свою очередь, оказывает влияние на более позднем этапе жизни на плод.
Томпсон (Tompson, 1957, цит. по Д. Дьюсбери) воздействовал на группу самок сочетанием звонка и электрического удара.


Реклама: Покупая или продавая квартиру, Вы можете стать жертвой мошенников! Профессиональный юрист по жилищным вопросам поможет на всех этапах покупки или продажи квартиры.

Они научились избегать удара, перебегая при звуке звонка на безопасную половину. Во время беременности самок три раза в день включали звонок, но не давали тока и не давали животным возможность демонстрировать реакцию избегания. Для исключения возможных постнатальных влияний потомство воспитывалось другими самками. Оказалось, что пренатальный стресс матери снижает уровень активности потомства и удлиняет латентный период ее начала в тесте с «открытым полем».
Большое количество работ посвящено исследованию влияния раннего опыта при обогащении среды в раннем возрасте. Под обогащением среды понимается введение каких-либо факторов, дополняющих обычную среду. У различных видов часто обнаруживается разный характер влияний. В литературе нет информации о таких опытах, проведенных на свиньях. Но обобщая накопленный исследователями материал на других млекопитающих, можно выделить пять наиболее часто наблюдаемых явлений:
• ускорение роста и развития;
• ослабление эмоциональной реактивности;
• улучшение результатов в задаче с научением;
• более адекватные реакции организма на стресс;
• изменения в развитии нервной системы.
Было неоднократно показано, что обогащение среды улучшает обучение целому ряду задач, особенно связанных с избеганием.
Воздействия в раннем возрасте могут влиять на биохимию и анатомию мозга.
Большое влияние на результаты оказывает время, когда проводилось данное воздействие. Обогащение внешней среды в пре- и постнатальные периоды может также по-разному влиять на поведение животных.
Среди механизмов, лежащих в основе эффектов обогащения среды, часто выделяют три гипотетических фактора:
• изменение температуры;
• изменение поведения матери;
• стресс в раннем возрасте.
Обеднение среды (условия депривации) также оказывает определенное воздействие на эмоциональность, общественное и репродуктивное поведение.
Обогащение среды и депривация в раннем возрасте оказывают сильное влияние на поведение животных в более позднем возрасте. Специфические эффекты, получаемые при ранних средовых воздействиях, варьируются в зависимости от таких переменных, как возраст во время воздействия и во время тестирования, характер воздействия и природа зависимой переменной.
Влиянию раннего опыта животного на формирование его поведения во взрослом состоянии посвящены работы ряда исследователей.
Импринтинг. Среди исследований Лоренца, обогативших этологию, одним из важных является изучение развития социальных отношений и прежде всего явление импринтинга. Впервые термин «импринтинг» ввел Сполдинг в 1872-1875 гг. Он умер очень рано, и его работы были забыты. Только в 1954 г. Холдейн вновь открыл их и опубликовал. В этих работах содержалось важное наблюдение: только в возрасте 2-3 дней цыплята идут за любым движущимся предметом, и у них развивается прочная привязанность к нему.
Лоренц доказал, что импринтинг, в отличие от простого научения, происходит лишь на определенной стадии развития и является необратимым.
Хотя «реакцию следования» вызывают многие сигналы, некоторые из них оказываются более эффективными. Стимул будет тем эффективней, чем больше он привлечет внимание животного. У разных видов есть свои предпочтения.
К. Лоренц считал, что импринтинг принципиально отличается от других форм научения. Сейчас появились и противники такого мнения. Импринтинг имеет много общего с другими формами перцептивного научения.
Перцептивное научение — понятие весьма неоднозначное, так как чаще всего трудно определить, до какой степени животное научается организовывать свой перцептивный мир, а до какой степени его восприятие внешних стимулов является врожденным.
Импринтинг имеет также отношение и к инструментальному научению.

Главная / Этология свиней / ВЛИЯНИЕ РАННЕГО ОПЫТА