Промышленное производство свинины

Раньше этологи полагали, что животные часто реагируют инстинктивно на специфические раздражители. Их стали называть сигнальными раздражителями (знаковыми стимулами). К. Лоренц и Тинберген полагали, что в организме животного имеется какой-то внутренний механизм узнавания сигнальных раздражителей. Они назвали его врожденным пусковым механизмом (ВПМ). Эта концепция включает в себя три основных положения. Во-первых, считается, что этот механизм врожденный. Это, в свою очередь, предполагает, что и распознавание сигнального раздражителя и реализация ответной реакции на него тоже врожденные и составляют видовую особенность животного. Во-вторых, врожденный пусковой механизм играет роль высвободителя ответа на сигнальный раздражитель. В-третьих, считается, что поведенческий ответ, высвобожденный с помощью ВПМ, стереотипен и является частью врожденного репертуара, выраженного комплексами фиксированных действий.
При этом представлялись и различия между комплексами фиксированных действий и рефлексами. Основное различие заключается в том, что комплексы фиксированных действий могут быть высвобождены в ответ на различные раздражители, а рефлексы вызываются лишь специфическими стимулами. Второе различие ученые усматривают в том, что для выполнения комплекса фиксированных действий животные должны испытывать мотивацию, а для рефлекторных действий этого не требуется. И третье отличие состоит в том, что комплекс фиксированных действий может проявиться и в отсутствие внешних раздражителей. В этом случае их называют холостыми действиями
Показав, что животные избирательно реагируют на сложные стимулы, ученые-этологи внесли большой вклад. Вместе с тем теория ВПМ имеет ряд недостатков. Среди них Р. Хайнд выделяет то, что особый сигнальный раздражитель может быть связан не только с одним аспектом поведения. Избирательную активность животного нельзя связывать исключительно с теми стимулами, которые «запускают» реакцию. Она может проявляться и в ответ на аспекты стимула, которые важны для ориентации. Механизм избирательности не обязательно должен быть врожденным; на него может влиять и научение.
Классификация типов обучения по Торпу основана на описательном подходе. Он считает, что у разных видов могут быть разные механизмы, ответственные за обучение, и существуют следующие типы обучения:
а) привыкание — относительно устойчивое ослабление реакции вследствие многократного предъявления раздражителя без какого бы то ни было подкрепления. Привыкание характеризуется специфичностью в отношении определенного раздражителя;
б) классический условный рефлекс;
в) обучение методом проб и ошибок определяется как наступающее в результате подкрепления поискового поведения образованием ассоциации между раздражителем или ситуацией и независимым двигательным актом. Поведение, объединенное под этой рубрикой, крайне разнообразно по своей сложности;
г) латентное обучение — это «образование ассоциации между индифферентными раздражителями или ситуациями в отсутствие явного подкрепления». Существенным элементом определения латентного обучения является отсутствие поощрения;
д) обучение по типу инсайта, то есть «образование новой адаптивной реакции в результате „инсайта», который определяется как „улавливание отношений»». К «инсайту» Торп относит и подражание. Обучению могут препятствовать некоторые факторы. Среди них на первом месте стоят ограничения в отношении раздражителей, на которые могут реагировать животные и которые могут стать условными. Реактивность к различным раздражителям ослабевает с разной скоростью. Можно предположить, что скорость привыкания для разных реакций в таких случаях определена естественным отбором.
Особенно отчетливо это видно на примере того, что одни виды животных могут обучаться в ситуациях, в которых другие не могут этого сделать. При этом в способности к обучению существуют и половые различия.

Главная / Этология свиней / ИНСТИНКТ И НАУЧЕНИЕ Страница: 1 2 3