Промышленное производство свинины

Животному, в принципе, выгодно обладать как врожденными, так и приобретенными формами поведения. Преимуществами врожденного поведения является то, что оно всегда безошибочно и быстро реализуется. Кроме того, врожденное поведение избавляет от необходимости затрачивать время на научение.
Преимущество приобретенного поведения заключается в возможности дальнейшей модификации при изменении условий окружающей среды.
Для всех животных (кроме примитивных) жизненно важны оба типа поведения.
Ученику И. П. Павлова академику Л. А. Орбели принадлежит аргументированная концепция постнатального дозревания безусловных рефлексов под влиянием и при взаимодействии с условными, которая во многом предвосхитила достижения современной этологии.
В настоящее время взгляд на исключительно генную природу инстинктов изменился. Инстинкт тоже требует «научения», что иллюстрируется наличием так называемого «импринтинга». Термину «инстинкт» предпочитают в настоящее время выражение «врожденные формы поведения».


Реклама: Увлекаетесь литературой? Украинский писатель Тарас Шевченко биография которого содержит в себе множество интересных моментов, будет полезна каждому любителю классической литературы.

В реализации поведенческих актов, основанных на врожденных реакциях животного, важную роль выполняют образования промежуточного мозга (гипоталамуса) и лимбической системы. Благодаря им поведенческие реакции носят приспособительный характер и способствуют поддержанию биохимического и метаболического гомеостаза.
Существует также определение поведения как реакции, направленной, с одной стороны, на приспособление организма к внешней среде, а с другой стороны, на такое изменение внешней среды, благодаря которому эта среда приспосабливается к потребностям организма (И. С. Беритов).
Этим автором высказывались мысли о том, что задачи науки о поведении и науки о рефлексе не могут быть одинаковыми. Он отказывался считать, что изучение рефлексов есть изучение поведения, ибо поведение немыслимо без участия психики: «Когда я столкнулся с участием психики в актах поведения у животных, я был принужден посредством актов поведения изучать и их психическую деятельность». Иными словами, рефлекс и поведение соотносятся, как часть и целое, и анализ части не может привести к пониманию принципов функционирования целого, если эти принципы не изучены специально.
На эту же сторону условно-рефлекторной методики обращали внимание физиологи А. А. Ющенко и Л. А. Чернавкин, первыми в мире применившие радиотелеметрию для изучения поведения свободно передвигающихся животных.
И. С. Бериташвили определил поведенческую деятельность как такую, в которой непременно присутствует элемент предсказания событий: «На основе опыта животное пойдет туда, где оно уже ело пищу. Точно так же благодаря индивидуальному опыту животное не наталкивается каждый раз на одного и того же врага».
Приспособление к меняющимся условиям среды формирует у каждого поколения животных приобретенные формы поведения. Они возникают в процессе обучения. Обучение позволяет животному развивать приспособительные реакции с учетом прошлого опыта. Поведение животных при этом становится более гибким, адаптивным. Как показали исследования И. П. Павлова, в основе обучения лежит образование условных рефлексов.

Главная / Этология свиней / ИНСТИНКТ И НАУЧЕНИЕ Страница: 1 2 3